О компании      О вышивке      Церковное искусство      Каталог вышивки       Контакты

Церковные облачения

  Облачение - название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

     Епитрахиль (греч. - на шее) - одно из богослужебных облачений священника. Длинная, широкая лента,надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.
     Жезл - Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.
     Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении. Согласно представлениям христианства, расположенные на одеянии ветхозаветного первосвященника они должны были напоминать ему об обязанности непрестанно возвещать волю Божью.
     Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена. Фиолетовая богослужебная камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.
     Клобук - головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие - черные.
     Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники. Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа и одновременно напоминает о терновом венце, которым был коронован Спаситель.
     Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие - Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы - на левом.
     Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту,лежащую на плечах. с изображениями креста, одеваемый поверх других архиерейских одежд и опускающийся одним концом спереди, другим сзади.
     Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.
     Палица - ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч - Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.
     Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.
     Подризник – нижняя богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии. Усвоена эта одежда всем трем степеням священства, частью для выражения между ними тесной связи, частью в силу таинственного знаменования ее — чистоты и непорочности жизни и духовной радости лиц духовных.
     Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).
     Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника у запястья. При надевании поручей произносится молитва, напоминающая о силе Божией и содержащая просьбу просветить надевающего.
     Посох – см. Жезл.
     Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.
     Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.
     Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава и черный цвет.
     Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, сшитое из богатой ткани, заменяющее фелонь.
     Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.
     Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.
     Фелонь – см.Риза.

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ

     В церковных облачениях представлены все цвета радуги, а также белый и черный цвет. Рассмотрим значения каждого цвета.
     Начнём с белого цвета, который представляет собой сочетание всех цветов радуги.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ

     Белый цвет имеет очень важное духовное значение. Он является символом Божественного света. Именно поэтому облачения белого цвета используются в такие праздничные дни, когда прославляется явление миру Господа, Его Божественного света. Какие это события Священной истории?

     Не случайно и на Пасху, в день Светлого Христова Воскресения, Богослужение начинается в облачении белого цвета. Это означает Божественный свет

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

     Фиолетовый цвет последний цвет в ряду цветов радуги.      Если представить цвета радуги в виде круга, то чтобы соединить концы этого круга, нужно первый цвет (красный) соединить с последним - фиолетовым.
     И тогда мы увидим, что фиолетовый цвет находится между красным и синим цветом.Именно эти два цвета красный и синий при смешении образуют фиолетовый цвет. Поэтому значение фиолетового цвета определяется значениями красного и синего цвета. Красный символ Любви Бога и человека, синий символ Святого Духа. Не случайно, поэтому, фиолетовый цвет отличается особой духовностью.
     Вот почему именно:в дни воспоминания крестных страданий Спасителя и Его крестной смерти (воскресные дни Великого поста, Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой, в дни поклонения Кресту Христову (День Воздвижения Креста Господня и др.)
     Оттенки красного цвета в фиолетовом напоминают нам о крестных страданиях Христа.Оттенок же синего цвета (цвета Духа Святого) означает, что Христос есть Бог, Он неразрывно связан с Духом Святым, с Духом Божиим, Он - одна из ипостасей Пресвятой Троицы. Фиолетовый цвет в ряду цветов радуги седьмой. Это соответствует седьмому дню сотворения мира. Господь творил мир шесть дней, седьмой

 

Архиерийские облачения