О компании      О вышивке      Церковное искусство      Каталог вышивки       Контакты

О ВЫШИВКЕ

     Вышивка – широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и тому подобным. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.
     Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» вышивки, т.е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчной» вышивки, т.е. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных ее участках нитями, - мережка, «перевить», настил, Вышивка крестом Вышивка тамбуром гипюр и другие. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивку от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется приемом счетной вышивки (отсчетом нитей полотна), криволинейный – «свободной» вышивкой (по заранее нанесенному контуру).
     Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки – седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древне-перуанские мантии из некрополя в Паракасе.
     Древне-русская сюжетная вышивка (шитье) на церковных облачениях, покрывалах и прочем в ранних образцах (сохранилась с 12 в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шелк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14-17 вв. характерны свойственный русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний.
     Приемы древне-русского шитья 15-17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях с 18 в. применялись в вышивке на праздничном наряде крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного и религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале 1-2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту.
     Так , в большинстве районов России в народной вышивке 18-19 вв. (преимущественно счетной) доминировал красный цвет с вкраплениями синего и черного. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб – символ Солнца и др.), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей, встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком. Ряд народных вышивальных промыслов возник во 2-ой половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мастерская вышивка, торжокское золотое шитье). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приемы и пластический строй вышивки для высших слоев общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народными.
     С развитием фабричного производства во 2-ой половине 19 в. народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок, не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой.
     Новую жизнь народная вышивка обрела в наши дни практически повсеместно, благодаря обращению на нее своих взглядов ведущих модельеров всего мира.